Бумага – конструктивный, пластический материал,
развивающий творчество и фантазию, пространственное воображение и дизайнерское
мышление. В бумагопластике, при его скромной материально-технической основе и
за кротчайшее время можно создавать объемные вещи, изделия, поделки, образные
композиции. На каждом из этапов создания
произведения творческий процесс не только не исчезает, но и усиливается.
Работа, ведущаяся от эскиза, до готового изделия сопровождается постоянным
поиском не просто образного языка, но и методов решения и представления той или
иной задумки. Каждая новая работа несет в себе процесс поиска новых форм и его
исполнения. Кроме того работы
выполненные в технике «Бумагопластика» несут
в себе обилие межпредметных связей: рисунок, живопись, скульптура,
декоративно прикладное искусство, геометрия, стериометрия, черчение.
Курс бумагопластики, разработанный Лопуховой Ириной
Владимировной и преподаваемый на уроках изобразительного искусства в Белорецкой
компьютерной школе, охватывает все классы с 1 по 8.
На начальном этапе дети учатся видеть в бумаге не
просто плоское отображение, а возможность создания из нее объемных форм.
Начальная подготовка включает в себя работу с бумагой, ножницами, клеем, как
повторение, создание подлобного, на основе того, что показывает учитель. Это
могут быть фигуры животных на основе простых форм – цилиндр, куб, скручивание и
подкручивание полос бумаги. Постепеннов работу подключается момент творчества –
создание своих образов на основе увиденного. Немного позже включается работа с
резаком – это выполнение разрезов, многосторонних подрезов, для фигурного
восприятия форм. Ребята пробуют создавать творческие работы. В начальных
классах ребята создают простые фигуры животных, людей, кукол, зданий. В среднем
звене работа усложняется в образном и техническом исполнении. Это могут быть
характерные изображения животных, людей в костюмах разных времен и народов,
композиции со зданиями, создавая образы городов и деревень.
Восьмой же класс является итогом в работе в технике
«Бумагопластика». Здесь идет сложная работа по созданию не просто копий и
образов известных архитектурных памятников, что тоже важно и составляет
демонстрационный фонд предмета для детей разных классов, но и создание образов на
различные темы. Это могут быть «Образ праздника», «Образ города», «Образ
художника». Эти темы раскрывают не просто возможности бумаги, как объемного
материала, здесь происходит эмоциональный, чувственный подход к теме. Для того что бы создать любой из образов
необходимо не просто знать, а очень хорошо знать определенную тему. Ее нужно
увидеть не просто в объеме, через какие то предметы, а представить, подключить
весь синтез человеческого воображения и впечатлений для раскрытия темы. В каком
цвете представлен например город или художник, или праздник. Какие предметы
соответствуют символу и образу этой темы. И как соединить все это в единую,
правильно выстроенную композицию. Здесь необходимо подключить все свои знания о
рисунке, о ритме, о основах композиции. И как все это передать в таком
неожиданном материале, как бумага. Эта сложная поисковая работа ведется
учащимся в различных направлениях данной темы. И результат получается всегда
неожиданным и очень интересным. Ведь невозможно научить ребенка всему
творческому процессу. Можно лишь дать направление, показать основные моменты,
основы бумагопластике,а все остальное, ребенок додумывает, до фантазирует,
изобретет. И этот творческий процесс бесконечен. Ведь каждая работа – это
что-то новое, неизведанное.
Конечно сам материал бумага не может претендовать на «долгую
жизнь», как дерево, металл, пластмасса. Но красоту и изящество бумаги ни каким
материалом заменить нельзя. У бумагопластики свой «язык», свой стиль, свои
особенности.
|