Четверг, 02.05.2024, 21:16

Студия изобразительного искусства       Студия изобразительного искусства       Студия изобразительного искусства     ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    
ПЕРЕЗВОН
СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Категории раздела

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Аникиной И.В.

Духовность – это не роскошь….

Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоил этих знаний, все другие знания будут во вред.

Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. «Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни» (К. Паустовский). Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснется. Душа – это волшебная тайна и, когда она зажигается светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдает свой свет людям.

Одним из проявлений духовного Я является  творческая интуиция художника, поэта, философа, ученого. Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и все это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под неуклонным воздействием.

Жить – значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.

Чаще всего нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-то видимым: строить дом, пахать поле, собирают плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, что бы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой.

Истинное назначение учителя – духовное творение человека, рождение его не только в общей культуре, но и в божественности. Учитель – сознательный участник творения эволюции человечества. Все больше выкристаллизовалось мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствую формированию к миру и  самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Как же  это все донести до ребенка, как сделать так, что бы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребенка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. Но мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет  ребенок, условиями, в которых он развивается, и наконец системой воспитания, в которой он  формируется как личность и как творец.  Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту «Я – концепции творца».

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех.

Особенно дошкольный и младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности. В  этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. Нужно стать способным к творчеству все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведет его к внешним поступкам, ибо настоящий и зрелый духовный опыт выражается в делах. Творчество – это то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности художника (взрослого или ребенка).

Творческое задание в искусстве, с одной стороны, обращено к чувствам и мыслям ребенка, к его внутреннему миру, с другой – направленно на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувства, мысли, оценки изображаемого. И ни в коем случае не предвосхищает того, как этот ребенок в этот период своей жизни «должен» выполнить задание.

Осознать – Почувствовать – Выразить. Вот главные цели которые может поставить учитель перед учеником. Осознать задачу, т. е. понять проблемную ситуацию. Почувствовать – художественно эмоционально пережить ситуацию. Выразить – технически организовать на плоскости.

Каждый урок-занятие является самостоятельным звеном в единой цепочке духовного воспитания. Ребенок пытается заглянуть внутрь себя, пытаясь ответить на вопросы. И задачей является привить чувство прекрасного с основой понимания идеи и цели человека, через эмоциональный, духовный, художественный настрой посредством притч, сказаний, библейских историй, сказок, слайдов и репродукций, музыкального фона.

Первый блок уроков-занятий  -  «Человек, природа, душа и искусство» или другими словами «Творения Бога». Есть люди, которые рождаются с душой открытой к природе, - сильным чувством природы; точно так же,  как рождаются люди с душой музыкальной, художественной, поэтической, религиозной. Эти счастливые дары неба – удел немногих. Но,  в зародыше эти чувства присущи всякой душе, и дело воспитания – не дать им заглохнуть, - развивать и культивировать.   Темы представленные на уроках, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.

            Второй блок уроков-занятий -  «Искусство вокруг нас»  или «Творения человека». Человек создает красоту вокруг себя и для себя. Сознание неотделимости всей жизни от деятельности искусства должно стать для ребенка итогом занятий. Казалось бы, объектом изучения становится не духовные, эмоциональные связи человека с искусством, а связи бытовые, повседневные. Это не сказки, не природа, а именно конкретные предметы искусств, окружающие нас повседневно. Но ведь Бог создал человека «по образу и подобию своему». Бог – Творец, создатель всего мира. Человек тоже творец только меньшей величины. Духовное воспитание детей основывается на принципе главного и второстепенного. Мир велик, творения его безграничны, но понимание важности и главенствующей роли божьих созданий, перед человеческими, является основополагающим.

Третий блок тем -  «Каждый народ – художник» или «Гармония творений Бога и человека». Главной задачей служит научить детей с раннего возраста любить и знать историю всего человеческого рода, начиная с того места, где живешь. В данном случае все мы являемся частью России,  далее частью той Республики в которой живем и конечно частью общей истории. Данная тема ведется от индивидуального к общему и наоборот. «Все мы живем на Божьей росе под красным солнышком».  Эта пословица может стать девизом духовной основы этого года.

Основная цель – научить детей мыслить. Нравственное отношение к жизни должно быть осмысленным, прочувствованным, понятным сердцем. Научить мыслить и закрепить прочувствованное на листе или в объеме.

Результатами совместной деятельности детей и учителя, служат итоги городских, республиканских, всероссийских, международных конкурсов детского художественного творчества (только за последние три года более 180 дипломов гран-при,1,2,3 степени).

 

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому голосу вселенной, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть   Российскому государству.

 

 

Категория: Статьи Аникиной И.В. | Добавил: Перезвон (06.11.2011)
Просмотров: 626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]