Пятница, 03.05.2024, 03:05

Студия изобразительного искусства       Студия изобразительного искусства       Студия изобразительного искусства     ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    ПЕРЕЗВОН    
ПЕРЕЗВОН
СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Категории раздела

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Аникиной И.В.

Журнал ИСКУССТВО в ШКОЛЕ №3 2012. Статья И.Аникиной
Что посеете ….

«Природа будет действовать на нас  всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни»

                                                                К. Паустовский

 Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснется. Душа – это волшебная тайна и, когда она зажигается светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдает свой свет людям.

Одним из проявлений духовного Я является  творческая интуиция художника, поэта, философа, ученого. Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и все это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под неуклонным воздействием.

Жить – значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.

Обычно нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-то видимым: строить дом, пахать поле, собирают плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, что бы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой. (Не случайно эту «работу над душой» называли «художествои из художеств» и «наукой из наук» - ред.)

Все больше выкристаллизовалось мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствую формированию к миру и  самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Как же  это все донести до ребенка, как сделать так, что бы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребенка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех.

Дошкольный и младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности. В  этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. Нужно стать способным к творчеству все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Надо указать детям путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведет его к внешним поступкам, ибо настоящий и зрелый духовный опыт выражается в делах. Творчество – это то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности художника (взрослого или ребенка).

Творческое задание в искусстве, с одной стороны, обращено к чувствам и мыслям ребенка, к его внутреннему миру, с другой – направленно на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувства, мысли, оценки изображаемого. И ни в коем случае не предвосхищает того, как этот ребенок в этот период своей жизни «должен» его выполнить. Осознать – Почувствовать – Выразить. Вот главные цели которые может поставить учитель перед учеником.

Первый блок уроков-занятий  -  «Человек, природа, душа и искусство» или другими словами «Творения Бога». Есть люди, которые рождаются с душой открытой к природе, - сильным чувством природы; точно так же,  как рождаются люди с душой музыкальной, художественной, поэтической, религиозной. Эти счастливые дары неба – удел немногих. Но,  в зародыше эти чувства присущи всякой душе, и дело воспитания – не дать им заглохнуть, - развивать и культивировать. Темы представленные на уроках, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.

         Второй блок уроков-занятий -  «Искусство вокруг нас»  или «Творения человека». Человек создает красоту вокруг себя и для себя. Сознание неотделимости всей жизни от деятельности искусства должно стать для ребенка итогом занятий. Казалось бы, объектом изучения становится не духовные, эмоциональные связи человека с искусством, а связи бытовые, повседневные. Это не сказки, не природа, а именно конкретные предметы искусств, окружающие нас повседневно. Но ведь Бог создал человека «по образу и подобию своему». Бог – Творец, создатель всего мира. Человек тоже творец только меньшей величины. Духовное воспитание детей основывается на принципе главного и второстепенного. Мир велик, творения его безграничны, но понимание важности и главенствующей роли божьих созданий, перед человеческими, является основополагающим.

Третий блок тем -  «Каждый народ – художник» или «Гармония творений Бога и человека». Главной задачей служит научить детей с раннего возраста любить и знать историю всего человеческого рода, начиная с того места, где живешь. В данном случае все мы являемся частью России,  далее частью той Республики в которой живем и конечно частью общей истории. Данная тема ведется от индивидуального к общему и наоборот. «Все мы живем на Божьей росе под красным солнышком».  Эта пословица может стать девизом духовной основы этого года.

Основная цель – научить детей мыслить. Нравственное отношение к жизни должно быть осмысленным, прочувствованным, понятным сердцем. Научить мыслить и закрепить прочувствованное на листе или в объеме.

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому голосу вселенной, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть   Российскому государству.

От редакции

Удивительно! Педагогическая система Б.М. Неменского создавалась еще во времена строгой идеологической цензуры и не могла содержать даже намека на религиозное мировоззрение и воспитание. А в наши дни выясняется, что, следуя логике и тематизму программы Неменского, можно осуществлять и эмоционально-эстетическое и религиозное воспитание детей. Это лишний раз подтверждает наше убеждение: религиозное воспитание ребенка начинается не с доктрин и правил, а с раннего пробуждения любовного внимания и чувства родства со всем миромно с этого начинается и художественное развитие! А потому и учебная программа, созданная в логике художественного развития. Может одновременно пробуждать и осознанное религиозное отношение к миру.

***

Что такое талант? Как развить талант? Талант это привилегия избранных? У кого есть этот самый талант?

Настроение радости

Радость это просто как

Бабочки в раю.

Как соловей поёт он

Песенку свою.

Сегодня или

Завтра мы песню с ним споём.

(Садовщиков Алёша, 9 лет)

Талант как семя, которое требует к себе внимания, знаний по уходу, доброты и любви. Любому семени важно в какую почву будет оно посажено – в плодородную или не плодородную. Но даже если земля плодородная, а вы сажаете не в срок – в лютые морозы например - ничего не вырастет. Посадили? Нужно ухаживать. Как? С умом и знанием, имея чувство меры. Не пересушить, не перелить, не заморозить, не перегреть, не переудобрить и еще множество не, на которые нужно обратить внимание. Ждать? Так тут еще нужно ждать? Так это не мгновенный результат? Да, важно плоды собрать не в тот момент когда посадил, а пожалуй, немного позже. Но у каждого плода свой срок созревания. Так же и с талантом. Посеял. Удобрил. Подождал. И собрал плоды. И так много-много раз. Не останавливаясь.

 Каждый ребенок талантлив. Каждый ребенок – художник. Главное семя таланта-художника удобрять и иметь чувство меры по его выращиванию. И тогда сбор урожая будет обильным. Взрослый рисует – что вижу, то и рисую. А ребенок рисует – что чувствую, то и рисую. Есть разница? Да, да, вы правы, а как же соединение и того и другого? Конечно. Это один из вариантов. Но в любом варианте важно во время направить, удобрить талант ребенка. С какого возраста спросите вы? Да чем раньше, тем лучше. Можно и в пол года дать карандаш и кисть, можно с года начать, можно с трех или пяти. Чем раньше, тем лучше. Но в любом случае важен человек, координирующий все действия. Режиссер. Мама-режиссер, папа-режиссер или учитель-режиссер, который не играет роль, а только помогает направить, раскрыться. 

За окном дождь моросит,

Тучи в небе хмурые.

У окошка я сижу

О хорошем думаю:

«Если дождик кончиться,

Солнце засверкает,

Птички запоют,

Радость наступает». 

(Мурзабаева Лиля, 11 лет)

         Моя задача быть хорошим режиссером, что бы помочь каждому ребенку раскрыться и вырастить свои плоды творчества, свои плоды таланта. И мне очень приятно получать вместе с детьми благодарность за их талант в виде гран-при, дипломов 1,2, и 3 степени, дипломов лауреатов, дипломантов с Международных, Всероссийских, Региональных, Республиканских конкурсов. Дипломов,  которых в студии «Перезвон» Белорецкой компьютерной школы только за последние 3 года более ста семидесяти. 

         Так что такое талант? Талант – это душа, работа, чувство меры, знания, хороший режиссер и тогда… Что посеете, то и жните.

Работы учащихся БКШ (размещены в журнале)

Лопухов Алеша, 9 лет. Диптих "Ночная история". Выбеливание; Сорокин Егор, 7 лет.  Ночная прогулка; Мишанова Юля, 7 лет. Пусть всегда будет солнце; Локоцкова Настя, 7 лет. На коне; Сулейманова Дана, 7 лет. на закате; Землякова Карина, 10 лет. Любовь; Шекунов Костя, 9 лет. Фотограф; Черепенькина Ксюша, 11 лет. Млечный путь; Хасанов Руслан, 10 лет. ной с женой.

         

$IMAGE7$      


Категория: Статьи Аникиной И.В. | Добавил: Перезвон (15.01.2013)
Просмотров: 1685 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]